-->
Некоторые компании создали дополнительные структуры для борьбы с ФАС России. Об этом заявил заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин на расширенном заседания коллегии, посвященной 20-летию со дня образования российских антимонопольных органов. «Как следствие, 2-ая серия дел, а размер штрафа был увеличен более чем в 4 раза. Он составил более 20 млрд. рублей», — отметил А.Голомолзин.
А.Голомолзин дал свою оценку состояния конкуренции на рынке нефтепродуктов. «Рынок нефтепродуктов монополизирован, — заявил он.- На российском рынке автомобильных бензинов коллективно доминируют четыре вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК): ОАО «Газпром нефть», ТНК-ВР, ОАО «НК Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ». Основные нарушения антимонопольного законодательства, с которыми мы сталкиваемся во время работы, — злоупотребление доминирующим положением, установление монопольно высоких цен, картельные сговоры».
Анатолий Голомолзин также обратил внимание собравшихся на то, что участники группы лиц вертикально-итегрированных нефтяных компаний приобретают нефтепродукты на монополизированном рынке на более благоприятных условиях, чем покупатели, не входящие в группу лиц.
«В IV квартале 2007 г. — I полугодии 2008 г. эти нефтяные компании устанавливали монопольно высокие цены на оптовых рынках нефтепродуктов, — рассказал он.- По результатам рассмотрения дел ФАС России наложила на ВИНК штрафы на сумму более 5, 4 млн.рублей».
20 мая 2010 г. Президиум Высшего Арбитражного суда (ВАС) признал решение и предписание ФАС России по делу в отношении ТНК-ВР законными и обоснованными. «Это решение суда является принципиально важным. В рамках этого дела мы применили новеллы антимонопольного законодательства: понятие коллективного доминирования на рынке, «оборотные» штрафы.
Анатолий Голомолзин отметил, что в РФ с введением оборотных штрафов, а также мер уголовной ответственности проходи тот же путь, который полвека назад прошли США. Принципиальная позиция законодателей, а также судебные инстанции США заставили юристов крупных компаний значительно сократить количество нарушений антимонопольного законодательства, а в большинстве своем — нивелировать.
На круглом столе представители антимонопольных ведомств России и Италии обменялись опытом анализа рынков нефти и нефтепродуктов, мерами по развитию конкуренции, а также практикой рассмотрения дел о нарушения антимонопольного законодательства.
Если в России производством нефти занимается 28 НПЗ, в Италии- это 17 НПЗ. РФ полностью обеспечивает по потребителей НПЗ российской нефтью, а Италия является импортером нефти. При этом примерно 50% всех производителей нефти в РФ экспортеры, в основном, мазута и дизельного топлива, соответственно, это 80% и 60%, а также 15%-20% бензина и 20%-25% авиатоплива. В Италии экспортируется порядка 80% нефтепродуктов, в значительной степени это высококачественный автобензин.
Цены на внутреннем рынке Италии в значительной степени определяются ценами на нефть и на нефтепродукты. Соответственно, цены приведены к котировкам внешнего рынка по формуле «Plats+». Российская сторона проинформировала коллег о предложениях ФАС России о развитии внутреннего индикатора цены на основе биржевых и внутрибиржевых котировок, а также о предложениях по формуле цены по методу Net Back.
Участники семинара, в частности, констатировали, что опережающий рост цен внутреннего рынка, сразу вслед за ростом цен на внутреннем рынке, а также полутора-двух месячная задержка снижения цен на внутреннем рынке при снижении цен на внешнем рынке является средством коллективного доминирования на рынке РФ основных ВИНК, а также злоупотребление ими доминирующим положением на рынке.
Санкции, которые применила ФАС России в отношении нарушителей антимонопольного законодательства, соизмеряется негативными последствиями для рынка. Значимым в этом деле является решение ВАС по делу ТНК-ВР.
Значительный интерес для участников семинара представила практика дел на рынке авиатоплива и услуг ТЗК. Аналогичная практика имеется у итальянского антимонопольного ведомства. Пример, картель на рынке автомобильного топлива, а также дело по аэропортам Рима.
|